Интервью
Обозреватель - Observer

 С ВЕРОЙ В РОССИЮ

(Интервью с Представителем Антиохийского Патриархата
при Московском Патриархате)



Нифон (Сайкали) епископ Филиппопольский, Представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархате, Настоятель Антиохийского подворья в Москве родился в Бейруте (Ливан) 4 декабря 1941 г.

В 1959 г. после окончания математического факультета колледжа Haygazyan при Американском Университете в Бейруте был рукоположен в диаконы.

В 1964 г., закончив Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, принял священнический сан, сразу став архимандритом. В том же 1964 г. был назначен секретарём митрополита Захлейского и Илиопольского Нифона (Саба), в последствии стал его помощником. В эти же годы преподавал математику и английский язык в школе св. Анны в Ливане, был назначен главным судьёй Захлейской епархии и исполнял эти обязанности в течение 10 лет.

В 1977 г. назначен представителем Антиохийского Патриархата в Москву, где служит и поныне уже 26 лет.

Был участником многих церковных и межконфессиональных конференций, представляя Антиохийский Патриархат.

Владеет арабским, французским, английским и русским языками.

Духовно окормляет антиохийскую паству в Греции, а недавно назначен окормлять антиохийскую паству в Германии.

Награждён множеством орденов различных Православных Церквей: Русской, Румынской, Греческой, Болгарской, Чешской. Недавно награждён казаками орденом "За веру и Отечество" и избран почётным членом клуба Дипломатической академии России.
 


Антиохийская Православная Церковь – одна из древнейших православных церквей. Не могли бы Вы подробнее рассказать о её истории.

Антиохийская Православная Церковь - действительно одна из самых древних среди поместных автокефальных православных церквей, ведь её основателями были святые первоверховные апостолы Петр (первый епископ Антиохийской Церкви) и Павел - бывший гонитель Христовой Церкви, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое Крещение и начал свою великую миссионерскую деятельность.

Именно в Антиохии последователей Иисуса Христа начали называть христианами. Антиохия была центром христианского богословия, местом проведения церковных соборов, родиной и местом подвига многих христианских святых, которые почитаются во всём христианском мире. Из Антиохийской Церкви вышли замечательные ученые и ораторы; в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей. Например, святой апостол и евангелист Лука был жителем Антиохии; святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; священномученник Игнатий Богоносец был одним из первых Антиохийских патриархов; преподобный Илларион Великий - основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков; преподобный Иоанн Дамаскин - богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; святитель Мелетий, председательствовавший на II Вселенском Соборе в 381г. (Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе.); прп. Исаак Сирин - автор "Поучений", которые являются одним из любимых духовных произведений православного народа, в том числе и в России; святитель Феофил Антиохийский - апологет II, который впервые ввел в богословие термин "Троица"; преподобные Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, прп. Симеон Столпник, священномученник Киприан и мученица Иустиния - все они святые Антиохийской земли. Если вы откроете церковный календарь, то увидите, что буквально на каждой неделе отмечается память кого-нибудь из антиохийских подвижников. Знаменитая Антиохийская богословская школа, основанная пресвитером Лукианом, способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие, просуществовав до V в. Приемником Лукиана по учительству был, например, Диодор (впоследствии епископ Тарсский), под его руководством воспитывался Иоанн Златоуст.

Антиохия в глазах христианского мира стояла очень высоко. Святитель Василий Великий писал, "что для Вселенской Церкви важнее Антиохии? Она - глава (cejalh), в случае здравия сообщающая то же и всему телу".

Название Антиохийской Церкви произошло от имени древней столицы Сирии - Антиохии. Антиохия была основана в 300 г. до Р. X. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов. Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. X. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I-II вв. от Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии.

Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство.

С середины VII в. более 3-х веков Антиохия находилась под властью завоевателей, арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Тяжело пришлось Антиохийской Церкви и в период владычества крестоносцев (XI-XIII вв.), а в XIII в. Сирия была завоёвана египетскими мамлюками, после чего патриаршую резиденцию и пришлось перенести в Дамаск, так как Антиохия была почти полностью разорена. В начале XVI в. Антиохия была захвачена турками.

Переломным моментом в трагической истории Антиохийской Православной Церкви стало зверское истребление мусульманами-фанатиками христианского населения Сирии в 1860 г. Страшный погром длился месяц, погибло более 30 тыс. чел., церкви были разрушены и разграблены, была разорена церковная библиотека. В ответ на это варварство последовало вмешательство европейских держав в политику преследования христиан со стороны турецкого правительства. Таким образом только на рубеже XIX-XX вв. бедствующая Антиохийская Церковь начала постепенно приобретать былую независимость: в 1899 г. на Антиохийскую кафедру избрали Патриарха из арабов, преобладающего населения паствы (до этого долгое время на архиерейские кафедры ставились греки), храмы начали приобретать церковную утварь, улучшалось материальное положение христианских школ.

Сейчас Антиохийская Церковь - одна из наиболее сильных и влиятельных поместных Православных Церквей.

Какова история взаимотношений между Антиохийской и Русской Православными Церквами? Какие сейчас отношения Антиохийской Церкви и РПЦ?

Взаимосвязь между нашими Церквами началась с момента принятия христианства на Руси. Первый Митрополит Киевский Михаил (конец Х в.) был родом из Сирии и являлся учеником одного из Антиохийских Патриархов (Иоанна V). По преданию, именно образ Богородицы, написанный великим антиохийцем - апостолом Лукой - был дан России в благословление после принятия христианства и почитается ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Первым патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский Патриарх Иоаким, посетивший Россию в 1586 г.; именно он много способствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви. А век спустя предпринял путешествие в Россию Антиохийский Патриарх Макарий со своим сыном архидиаконом Павлом Алепским. Архидиакон Павел оставил единственное в своем роде обширнейшее описание жизни России и Русской Церкви того времени под названием "Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию XVII в., описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским". (Эта увлекательная книга представляет собой путевые дневники и записи архидиакона Павла). Антиохийская Церковь поддерживала и активно помогала строительству церковной жизни на Руси вплоть до учреждения в ней Патриаршества и далее.

Многие иерархи Антиохийской Церкви из Сирии, Аравии, Палестины получили духовное образование в России: в духовных академиях Москвы, Киева, С.-Петербурга, Казани. Антиохийский Патриарх Григорий IV в 1913 г. во время визита в Россию по случаю 300-летия Дома Романовых возглавил хиротонию во Епископа архимандрита Алексия (Симанского), а в 1945 г. другой Антиохийский Патриарх Александр III (воспитанник Киевской духовной академии, бывший в своё время настоятелем Антиохийского подворья в Москве) принимал участие в интронизации нового предстоятеля Русской Церкви - Алексия I (Симанского).

Представительство Антиохийского Патриархата в Москве впервые было открыто в 1848 г. при святителе Филарете (Дроздове), Митрополите Московском, в знак установления официальных связей между двумя церквами. Первоначальной целью учреждения Антиохийского подворья было приобретение материальных средств и церковной утвари для пришедших в крайнюю бедность храмов и монастырей Антиохийского Патриархата. В этот же период было создано Российское благотворительное общество, миссия которого состояла в создании русских школ для образования верующего народа Ближнего Востока. До сих пор мы можем быть свидетелями того, что антиохийские верующие пожилого возраста читают Отче наш, Символ Веры и другие молитвы на русском языке, многие священики носят одежды, сшитые в России, в богослужениях используют российскую утварь. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 г. подворье, закрытое в 1929 г., возобновило свою деятельность в храмах Архистратига Гавриила и великомученика Феодора Стратилата и существует там поныне.

Наши Церкви объединены в духе любви и мира. Нас вообще многое связывает и через святость приближает друг к другу, минуя понятие нации. Мы обращаемся в молитве к одним и тем же святым, будь то святитель Николай или Георгий Победоносец, только на разных языках. Если встретится православный араб с православным русским - они даже удивятся, как у них много общего. Мне приятно служить русскому народу.

РПЦ и Антиохийская Церковь – члены Всемирного Совета Церквей – руководящего органа экуменического движения. Какова, на Ваш взгляд, ситуация в экуменическом движении сегодня?

Наш нынешний Антиохийский Патриарх, Блаженнейший Игнатий IV (Хазим) - один из основателей Всемирного Совета Церквей.

В мире необходимо взаимное общение людей. Экуменическое движение - это собрание христиан, где мы, православные, общаясь со всеми христианскими конфессиями, должны сохранять свое. Для этого Православная Церковь, весь Православный мир должен быть един - в этом будет наша сила.

Каковы взаимоотношения Антиохийской церкви с государствами, на территории которых она осуществляет своё служение, тем более что на Ближнем Востоке главенствующей религией является ислам?

В Ливане положение христиан определено государственной Конституцией, согласно которой сохраняется достоинство каждой религиозной общины. Так, по Конституции Ливана Президент страны должен быть христианином, Премьер Министр - мусульманином, его заместитель - христианином, в парламенте - половина христиан. В Сирии и в Ливане Церковный Устав зарегистрирован в государстве, и государство не вмешивается в дела Церкви, так же в Ираке и в Кувейте. Наша Церковь живёт в мире с другими религиозными объединениями, примером тому служит визит Папы Римского в Сирию, во время которого многие православные архиереи во главе с Патриархом Игнатием вошли в главную мечеть Дамаска - мечеть Омая, где хранится глава св. Иоанна Предтечи.

Во всём, что касается судьбы страны, - христиане и мусульмане едины.

Сегодня Антиохийская Церковь живёт в полной независимости от государства, в котором она существует. Согласно Церковному Антиохийскому Уставу, любые официальные решения, касающиеся, например, бракосочетания, развода, усыновления возможны только через Церковь. В каждой епархии существует церковный суд.

Как только на архиерейскую кафедру поставляется новый архиерей - его подпись рассылается во все государственные инстанции и в свою епархию он приезжает в сопровождении двух других известных архиереев, которые оглашают перед народом мандат ("праксис"), выданный ему Патриархом.

Антиохийская Церковь имеет своё имущество - храмы и другие здания, от которых получает доход в пользу Церкви. В Сирии и в Ливане, например, Антиохийская Церковь освобождена от коммунальных платежей за электричество и воду. Со времен турецкого ига Антиохийская Церковь имеет привилегии на Ближнем Востоке, и в этом большую роль играла Русская Православная Церковь, которая неоднократно в период Османской империи заступалась за православную Антиохию.

Антиохийская Церковь в Ливане, например, имеет Университет с 10 факультетами, Богословский институт, не говоря уже о многочисленных школах, множество приютов, а больница св. Георгия в Бейруте - крупнейшая в Ливане.

Сколько приверженцев Вашей Церкви сегодня в России и в мире в целом и в каких регионах страны и зарубежных странах влияние Антиохийской Церкви наиболее велико?

В России не было эмигрантов-антиохийцев; было немного студентов-христиан, но они возвращались к себе на родину.

Сегодня каноническая территория Антиохийской Церкви - Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; юрисдикция Антиохийского Патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной, Центральной и Южной Америки и в Австралии. Сегодня это сильная Церковь, богатая своей многочисленной благочестивой паствой, которая насчитывает 2,5 млн чел. на Ближнем Востоке и 5,5 млн чел. в диаспоре. Епископат Антиохийской Церкви насчитывает 34 архиерея. Крупные влиятельные общины Антиохийской Православной Церкви - есть в США, в Бразилии, в Мексике, в Аргентине.

Какие мероприятия проводит Антиохийская Церковь в России?

В основном все мероприятия, которые проводятся в Антиохийском подворье в Москве являются местными, русскими. Мы находимся на канонической территории Московского Патриархата и не создаём Церковь в Церкви, но сохраняем достойное присутствие Антиохийского духа. Специфически антиохийскими у нас в подворье только приёмы глав Православных Церквей, которые находятся в гостях у Русской Церкви или высокопоставленных государственных лиц из стран Ближнего Востока, которые по антиохийской традиции всегда оказывают особое уважение Антиохийскому Патриархату.

Участвуя в русских культурно-просветительских мероприятиях, Антиохийское подворье в Москве выражает общеправославный дух. Я когда служу здесь, то добавляю к русской духовности восточную красоту, а когда бываю в Сирии, то к восточной красоте добавляю русскую духовность.

Как Вы относитесь к попыткам Римской Католической Церкви усилить своё влияние на территории России?

Каждая Церковь имеет право окормлять духовно свою паству в любой точке мира. Но если эта паства находится на канонической территории другой Церкви, то необходимо решать все вопросы в духе мира и любви с местной национальной Церковью, не занимаясь прозелитизмом. Мы решительно выступаем против прозелитизма. И в этом контексте местная Церковь, в данном случае Русская Православная Церковь, должна быть единой, богатой духом, какой она была на протяжении веков, защищая свои интересы.

Какова позиция Антиохийской Церкви в отношении сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке?

Антиохийская Церковь разделяет всё со своим народом, живёт радостью и скорбью народа Ближнего Востока. Не вмешиваясь напрямую в политику, она внимательно наблюдает за происходящим и настаивает на сохранении морали в обществе. В эти дни Антиохийской Церкви очень больно, что люди, живущие около святых мест, к сожалению, так далеки от святости.

Ваше отношение к политике глобализма в контексте стремления США распространить в том числе и свои культурные ценности во всём мире?

США сегодня сильнейшая страна и поэтому люди обращают внимание на её идеалы, так как видят свои интересы в образе жизни американцев. Ни одна страна не может навязать свои принципы другим. Я православный и никто не может навязать мне другую иерархию ценностей.

То, что привлекает людей к США, - это не культурные или духовные ценности, а социальная сфера.

Какими Вам видятся перспективы России и какова в них роль Православия?

Россия приняла крещение уже более 1000 лет назад и православие уже в корнях русского народа. По Конституции России Православная Церковь не имеет преимущества перед другими религиозными объединениями (мусульманами, католиками, иудеями), Россия многонациональная страна, но православных в ней большинство и Россия веками была опорой для Православного мира. В России многомиллионная православная паства, десятки тысяч храмов, сотни монастырей. Восточные патриархи всегда обращались к России за материальной, политической и духовной помощью. Русская Православная Церковь всегда играла важную роль в жизни России, обогащая её культуру, искусство, и, самое главное, воспитывая в народе патриотизм. При атеистической системе никто из православного духовенства: священников и архиереев - не бежал за границу. Вы можете обвинять их в чём угодно, но они были патриотами, сохранили присутствие Церкви в обществе, и литургия всегда украшала храмы России в те тяжёлые времена. А роль Русской Православной Церкви во время ВОВ?..

Теперь Церковь живёт в новой эпохе и, будучи свободной, может играть огромную роль в возвышении морального уровня в обществе, участвуя в социальной сфере. Государство без Церкви многое не может. Церковь - единственное место, где люди молятся за страну и за руководство страны. В Церкви хранятся традиции народа.

Я уверен, что сотрудничество Церкви и государства послужат возвышению авторитета России, процветанию и благу великого русского народа.

Беседовал главный редактор журнала В.В.Штоль.
[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]