Внутренняя политика
Обозреватель - Observer

КОЛЛЕКТИВИЗМ
КАК ОСНОВА РОССИЙСКОЙ ЖИЗНИ

С.ГОНЧАРУК,
доктор философских наук,
профессор

 

Производственный и социально-культурный опыт народов породил две основные формы жизнедеятельности - коллективистскую и частноиндивидуалистическую. Их преимущественное утверждение в многообразных видах деятельности на тех или иных этапах развития народов определяется целым рядом экономических, природных и идеологических факторов.

Известно, например, что коллективистские первобытнообщинные отношения были господствующими в истории всех народов. Они сохранялись и совершенствовались в среде крестьянства и в условиях феодального строя, в том числе и в России.

Коллективистские отношения характеризуются сотрудничеством, взаимопомощью, взаимовыручкой групп людей, классов, народов и государств, имеющих общие цели в труде, культуре, политике. Они становятся необходимыми формами жизнедеятельности при господстве общественной собственности в любой ее форме, исключают эксплуатацию и ограбление одной части народа другой. На основе этих отношений преодолевается неравенство различных социальных групп.

Коллективистские отношения получили всестороннее развитие за годы советской власти в нашей стране. Неотъемлемой частью этих отношений стала дружба народов. Они установились и расширились в отношениях сотрудничества стран социалистической системы, явив миру совершенно новый тип жизнеустройства значительной части человечества.

Это главный принцип высокой нравственности - служение другим, ближним и дальним. Его основной мотив - осознание общего интереса как первичного, как условия осуществления своего. Это и умение соотнести индивидуальное с общим, забота общества о каждом человеке, создание условий для раскрытия талантов личности.

Так называемая перестройка началась с очернения коллективистских отношении в нашем обществе - столь ненавистных нуворишам, объявившим себя господами. Их страшатся и капиталисты всех стран, ибо единение трудящихся таит в себе силу защиты своих интересов. Жупел "тоталитарного строя" понадобился для того, чтобы лишить массы социально-политических форм объединения для достижения целей их деятельности.
 

Понятие "совков" было подброшено как издевательство над образом жизни советских людей, их патриотизмом и самопожертвованием, самоограничением в интересах защиты отечества, преодолением трудностей ради построения нового типа цивилизации, а не общества потребления, где главным идеалом является обогащение любым способом, даже за счет разорения и смерти своих сограждан.

Частноиндивидуалистический способ деятельности порождается господством частной собственности на средства производства в любой их ипостаси (при рабовладении, феодализме и капитализме). Он выражает условия трудовых и иных отношений, когда интересы личности, групп людей и классов вступают в антагонистические противоречия. Здесь интересы одних реализуются за счет труда других. Частноиндивидуалистический способ деятельности ограничивает условия экономического и социального партнерства, сводя его к стоимостным отношениям. Он наиболее рельефно проявляется при капитализме, где целью производства становится получение максимальной прибыли.

Капиталистические отношения разделяют людей на классы, даже если их и именуют "работодателями' и "наемными рабочими". Они исключают возможность осознания сопричастности каждого к общему интересу, который в этом обществе существует как мираж, как некие абстрактные общечеловеческие ценности. Даже кооперирование труда, технологическое солидарное действие не снимает заклятия индивидуализма, принципа "человек человеку - волк", "каждый за себя, один Бог за всех". Отношения господства и подчинения порождают конкуренцию и вражду не только между "работодателями", но и в значительной мере между людьми труда, гонимыми безработицей и угрозой голода.

Нынешняя Россия повторяет западноевропейскую действительность XVII в. - периода первоначального накопления капитала. 80% населения некогда великой державы оказалось нищим и полунищим, голодным и холодным. Людей лишили достатка, денежных накоплений, уверенности в завтрашнем дне. Брошен лозунг: "Выживай каждый, как можешь. На государство не надейся!" Зато 15-20% населения сказочно обогатилось за счет обворовывания всего народа. Это миллиардеры, "новые русские", "теневики" и их дети, нувориши всех мастей, чиновники-распорядители и их опора - спекулянты, бандиты, охранники. Всех этих людей демократическая печать именует предпринимателями, работодателями, завсегдатаями пляжей на Канарских островах, на Кипре, владельцами счетов в зарубежных банках.

Всех же пенсионеров, трудом которых создано богатство России, именуют "красно-коричневыми". Вот такой расклад!..

Крах ельцинско-гайдаровских реформ в их чубайсо-черномырдинском исполнении по капитализации России, проявившийся в полном развале экономики, правовом беспределе, демографическом коллапсе и в уже развернувшейся на юге страны гражданской войне, - следствие игнорирования правящим режимом требований объективных законов функционирования и развития общества, реалий российской действительности и ее истории. Это результат полной социологической несостоятельности всей концепции реформ.

Сам смысл понятия "реформа" говорит о совершенствовании имеющихся форм жизнедеятельности, учете опыта других стран и народов, а не следовании по пути "западных цивилизаций" на основе саморазрушения. Любой реформатор должен знать, что помимо понятий "способ производства", "формы собственности", "базис", характеризующих важные стороны экономических, политических, духовных сфер общественной жизни, есть еще срез общественного бытия, именуемый жизнеустройством общества.

Это совокупность основных форм жизнедеятельности и их главные ценностные ориентации, через которые каждый человек осознает свое место в мире и обществе, определяет свои цели жизни и способы их достижения.

Дело в том, что экономические отношения в обществе детерминируются не только формами собственности на средства производства, но и корректируются архетипом данного народа, имеющим корни в материальных и духовных глубинах социального бытия, в его традициях, культуре, религии, морали, создающих духовную оболочку самосознания этноса.

Смена способов жизнеобеспечения, т.е. производства всего необходимого, не всегда ведет к разрушению традиционных для данного общества основ жизнеустройства, благодаря которым и поддерживается социальная целостность.

Россия как великая и уникальная евразийская многонациональная держава развивалась в иных природных и социальных условиях, чем западные мононациональные государства, шла своим особым путем. Этот путь в значительной мере обусловливался традициями общинного землепользования, опирался на синтез западных и восточных культур и соответствующих им жизнеустройств, которым характерны солидарные, коллективистские отношения.

Немаловажное значение имеют и природно-климатические условия, определяющие виды трудовых процессов и способы их осуществления. Эти жизнеустройства идут от земледелия как главного вида труда, в который включается его извечная ситуация: перед лицом природы одному не выжить. Либо большая семья, либо совместный товарищеский труд соседей. Солидарная артель крестьян перешла в бурлацкую ватагу, в артель плотников, а в условиях промышленного развития и в трудовой коллектив.

Мораль народов России формировалась в труде на земле, где справедливость отношений связывалась именно с трудовым вкладом каждого в получаемый результат труда. Цена человека прежде всего в его трудовом вкладе в общее дело, а не в ловкачестве и изворотливости при его продаже. Земля и живущие на ней требовали чистоты помыслов, верности долгу и слову. Достаток рассматривался миром как проявление старательности и доброты души, способность оказать помощь ближнему, а не закабалить его при помощи лишнего куска.

Особо отметим, что жизнеустройство народов России сдерживало укрепление буржуазных производственных отношений в стране, хотя Петр I своими реформами еще в начале XVIII в. пытался расчистить им почву. Этот факт нельзя толковать как историческое отставание от слишком умных европейцев, "прозревших" на колониальном грабеже. Народы России были умельцами достаточно высокого уровня.

Рабочий люд России на своей шкуре испытал все отрицательные стороны капитализации страны, особенно его дикие формы разорения деревни, обман, обсчет, обвес купечества, штраф1л заводчиков, насилие над личностью, пренебрежение к христианской морали и народным традициям, что входило в вопиющие противоречия с традициями сотрудничества и братства близких и дальних по родству народов обширной империи, с их соборно-общинным образом жизни, разделявшимся православием, исламом и буддизмом. Крепость российского образа жизни была в высоком духе мирского объединения - то ли деревенской общины, то ли землячества на уровне губерний, то ли причастности к мощному этносу, ведшему за собою народы Сибири, Средней Азии, Кавказа.

Стоимостные, рыночные отношения никак не могли получить у большинства народа статус справедливых, без чего новое, как правило, не приживается. Надежд на капиталистическое процветание страны рабочий люд не питал, ибо он был знаком с условиями жизни пролетариев западных стран. На борьбу со своими эксплуататорами он поднялся довольно организованно, создал свою политическую партию, возглавившую революционное движение за социализм.

Принятие трудящимися России идей социалистической революции, их поддержка в гражданской войне красных, а не белых, а также осуществление коллективизации сельскохозяйственного производства, несмотря на трагизм судьбы многих односельчан, были основаны на том, что большевики не разрушали устои традиционного коллективистского жизнеустройства, а совершенствовали его, поддерживали общенациональную идею государственности, дружбы народов, единения людей труда. Концепция социализма в России так или иначе легла на живую почву реального братства, помощи ближнему и дальнему, заботы об общем благе.

Демократические реформаторы, поставившие своей целью силой "продавить" фермерство во всех весях России, разогнать колхозы, неожиданно для себя встретили сопротивление сельских тружеников, которое они истолковали как нежелание крестьян трудиться до седьмого пота. Но, как говорится, каждому виднее, что делать. Нынче подавляющее большинство крестьян держатся за колхозы, даже если их и называют акционерными предприятиями. Причина же отставания развития сельского хозяйства в стране в неумелом, даже преступном руководстве, в неумении действительно помочь сельскому труженику работать на земле, учитывать его личный интерес.

Коллективистский характер общественных отношений показал миру свои решающие преимущества перед капитализмом и его ценностями. За 70 лет существования СССР социализм явил миру то, что не было при капитализме осуществлено ни в одной стране мира. За кратчайший исторический срок страна совершила скачок от вековой отсталости к экономическому и научно-техническому прогрессу, невиданному росту культуры больших и малых народов. СССР завоевал статус сверхдержавы, стал влиять на судьбы мира, умерять стремления американского империализма к мировому господству. Созданный в стране научно-технический потенциал позволил СССР занять одно из ведущих мест в мире по освоению космоса, в разработке и применении новейших технологий.

Уже разгром Советской Армией немецкого фашизма и японского империализма во второй мировой войне показал реальные и потенциальные возможности нового общественного строя, мобилизационные и организационные способности его государственно-политических структур для защиты коренных интересов трудящихся, их свободы и независимости.

В кратчайший срок было восстановлено разрушенное войной хозяйство страны, создан мощный промышленно-технический комплекс, позволивший обеспечить развитие всего народного хозяйства, удовлетворение необходимых материальных и культурных потребностей населения, рост его профессионального и культурного уровня, укрепить оборону страны и всего социалистического содружества, достигнуть военного паритета с США.

Осознавая результаты своего созидательного труда, советские люди видели просчеты своего руководства в реализации намеченных планов, понимали причины недостатков и ошибок социалистического строительства. Потому-то они и поддержали идеи перестройки, что в их сознании сводилось к совершенствованию социализма, коллективистских отношений в экономике и политике, в развитии общественной формы собственности, в том числе коллективной, при господстве государственной формы собственности и увеличении роли трудовых коллективов в управлении всеми общественными делами.

Никто из трудящихся не жаждал капитализации при помощи разгосударствления собственности на основе ваучеризации и "шоковой терапии", акционирования с привлечением иностранного капитала, исключения из акционеров рабочих заводов и фабрик, распродажи по дешевке целых отраслей и предприятий, искоренения коллективистских общественных отношений.

На всенародном референдуме в марте 1991 г. 78% избирателей СССР на основе своего волеизъявления высказались за социалистический строй, за обновление Союза ССР. Лишь каких-то 20% в тайне лелеяли надежду стать господами, открыть на свое имя счета в швейцарских банках, легализовать "теневой капитал", заставить своих соотечественников всю оставшуюся жизнь тянуть на них лямку. Их не беспокоила судьба России, ее народов. Они даже согласились, что за "переходный период" перемрет половина населения страны.

Общество, поверившее "прорабам перестройки" и его "реформаторам", начинает понимать, что его жестоко обманули. Многие из тех, кто во всех бедах страны винил только коммунистов, ныне обращаются к ним за помощью вывести страну на путь реформ в интересах людей труда, восстановить в стране власть Советов и все социальные завоевания социализма. 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]