История
Обозреватель - Observer

 СЛУЖБА ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ РККА
В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ


Илья Мартыненко,
начальник службы ВОСО дальней авиации,
подполковник

 

 ВОСО РККА - преемник ВОСО русской армии


Первая мировая война причинила огромный ущерб всему народному хозяйству России. Особенно в тяжелом положении оказались основные в то время виды транспорта - железнодорожный и водный. Паровозный парк был наполовину выведен из строя.

К октябрю 1917 г. "больные" паровозы составляли более 69%, неимоверно возросло количество неисправных вагонов, путевое хозяйство находилось в полном расстройстве. Протяженность сети железных дорог составляла 70,3 тыс. км, из них 1,5 тыс. км были полностью разрушены.

Создалось катастрофическое положение с топливом, запасы которого не превышали десятидневной потребности. Суточная погрузка снизилась до 16,7 тыс. вагонов, или на 34% по сравнению с 1916 г., а к концу 1917 г. сократилась до 6,2 тыс. вагонов.

Протяженность сети внутренних водных путей составляла 60 тыс. км. Их грузооборот снизился до 53% довоенного уровня.

Дорожная сеть России была развита слабо и в основном приспособлена для движения гужевого транспорта.

После Октябрьской революции большевики энергично повели борьбу за восстановление железнодорожного транспорта. От Советского государства потребовались гигантские усилия, чтобы предотвратить "паралич" транспортной системы.

31.12.1917 г. на Чрезвычайном Всероссийском съезде железнодорожников была образована Коллегия Народного Комиссариата путей сообщения - НКПС и утверждено Положение об управлении железными дорогами Советской Республики.

18.05.1918 г. было создано Главное управление водного транспорта - Главвод. Коллегия НКПС осуществляла руководство всеми видами транспорта.

Декрет Совета Народных Комиссаров, подписанный 15/28.01.1918 г. В.И.Лениным, стал началом организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

В процессе строительства РККА создавалась и Служба Военных Сообщений (ВОСО) для выполнения воинских перевозок и улучшения работы транспорта.

5 марта 1918 г. в состав вновь созданного Высшего Военного Совета (ВВС) Республики было передано Управление ВОСО царской Ставки Главковерха1. Таким образом, этот день считается Днем образования ВОСО Красной (Советской) армии.

А 8 мая 1918 г. приказом № 339 Народного Комиссара по военным делам был создан Всероссийский главный штаб, в составе которого также имелось Управление ВОСО, созданное из отдела ВОСО царского Генштаба.

Эти два высших органа ВОСО Республики 2 сентября 1918 г. были объединены в единое Центральное управление ВОСО (ЦУП ВОСО) при ВВС Республики, которое стало высшим органом ВОСО Республики. Начальника ЦУП ВОСО назначал Революционный Военный Совет Республики. Он подчинялся непосредственно Начальнику Полевого штаба РВСР. Первым начальником ЦУП ВОСО был назначен Н.И.Раттэль2. В 1919 г. его сменил М.М.Аржанов, решительный и волевой военный инженер, имевший большой опыт работы на транспорте.

На ЦУП ВОСО возлагались задачи по планированию использования для нужд военного ведомства всех видов путей сообщения, организации и устройству транспортной, почтово-телеграфной и телефонной служб и военных дорог3.

В составе ЦУП ВОСО были учреждены должности начальников ВОСО округов НКПС, в составе штабов фронтов - начальников ВОСО фронтов, на железных дорогах - заведующих передвижением войск, в то же время на крупных станциях и узлах сохранялись должности военных комендантов станций. В ноябре 1918 г. в армиях была введена должность заведующего передвижением войск (в 1919 г. переименована в должность начальника ВОСО армии), который подчинялся начальнику штаба армии, а по специальным вопросам - начальнику ВОСО фронта. Начальнику ВОСО армии предоставлялось право только инспектировать деятельность линейных органов ВОСО с последующим докладом начальнику ВОСО фронта.

В ведении начальника ВОСО фронта находились: отделы железнодорожных войск; штаб войск обороны железных дорог; автоуправление; бронеотдел и санитарно-эвакуационное бюро.

Начальнику ВОСО армии в оперативном отношении подчинялись: начальники бронепоездов4; строительные организации военно-полевых железных дорог и армейских участков; автоуправления, а также этапные и почтово-телеграфно-телефонные части (до 10.09.1919 г.).

В феврале 1920 г. на железных дорогах была учреждена должность военного помощника начальника железной дороги. Подчиняясь по службе начальнику железной дороги, в вопросах воинских перевозок он выполнял указания ЦУП ВОСО и являлся связующим звеном между военным командованием и администрацией железных дорог.Для более тесного сотрудничества органов ВОСО с железнодорожной администрацией в 1920 г. появляется должность военного коменданта железнодорожного участка, который подчинялся непосредственно военному помощнику начальника железной дороги и контролировал ход воинских перевозок военнослужащих, своевременность погрузки и выгрузки команд и транспортов и обеспечение их в пути.

Для питания войск в пути следования использовались военно-продовольственные пункты (ВПП), подразделявшиеся на постоянные и временные5.

С введением в РККА института военных комиссаров во всех звеньях Службы ВОСО были учреждены должности военных комиссаров с небольшим аппаратом политработников.

Для проведения агитационно-массовой работы в пути на крупных узловых станциях и в портах создавались агитпункты.

В целях отличия работников службы ВОСО от служащих и военнослужащих РККА для них были введены нарукавные знаки различия, а для военных комендантов и политкомиссаров - нарукавные повязки с изображением знака ВОСО в форме ромба из черного бархата. В центре знака вышивалась серебристая эмблема службы ВОСО в виде 2-х крыльев, симметрично расположенных по сторонам колеса. Ромб по периметру обрамлялся зеленым кантом, а на нарукавной повязке политкомиссаров - желтым.

В Гражданскую войну для воинских, эвакуационных и других важнейших народнохозяйственных перевозок широко использовался также водный транспорт. На речных судах к линии фронта перевозились войска, вооружение, боеприпасы, продовольствие, высаживались десанты. В этой связи в 1920 г. при управлениях ВОСО фронтов и армий, в местах, прилегающих к водным путям, были созданы отделения водных перевозок. Одновременно были организованы управления заведующих воинскими перевозками при областных и районных управлениях водного транспорта.

В январе того же года по инициативе военного ведомства железнодорожный и водный транспорт были объединены.

В систему органов ВОСО в 1919-1920 гг. входила и автотранспортная служба.

Значительный отрыв дивизий и баз снабжения вызвал к жизни Службу военных транспортов. Приказом РВСР от 30.10.1918 г. было введено в действие Временное положение о транспортах в военное время.

Управления автотранспорта фронта и армии в оперативном отношении подчинялись соответствующим органам ВОСО. Такое руководство при малом количестве автотранспорта6 давало возможность централизованно планировать использование всех транспортных средств и добиться большего успеха в перевозках.

Для производства погрузо-разгрузочных работ, помощи железнодорожным войскам, постройки и ремонта грунтовых дорог, обслуживания воинских складов и других работ в ведении ЦУП ВОСО находились рабочие части. Для обслуживания военных дорог привлекались этапные войска.

5.10.1918 г. приказом Главкома ВС Республики в ведение Службы ВОСО из НКПС были возвращены железнодорожные войска. Начальник железнодорожных войск находился в непосредственном подчинении ЦУП ВОСО, а части железнодорожных войск подчинялись начальнику ВОСО фронта или отдельной армии.

На 1.09.1920 г. железнодорожные войска имели в своем составе 48 дивизионов, сведенных в 11 отдельных бригад и 1 запасной батальон общей численностью 22,5 тыс. чел.

Необходимость не только охраны, но и обороны железных дорог привела к созданию в июле 1918 г. Управления начальника охраны железных дорог Республики со своими войсками, которые подчинялись начальнику ВОСО Республики.

В составе войск охраны железных дорог входили 59 отдельных полков, 6 отдельных батальонов, 1 кавалерийский дивизион специального назначения.

Таким образом, в Гражданскую войну органы ВОСО и железнодорожные войска фактически были созданы заново: с новой структурой, более широкими задачами и новыми кадрами.

Для подготовки младшего и среднего командного состава органов ВОСО в октябре 1918 г. при ЦУП ВОСО были созданы четырехмесячные курсы. 4.12.1919 г. эти курсы были переименованы в 1-е Советские военно-комендантские курсы7.

Специалистов с высшим образованием стали готовить для органов ВОСО с 1.09.1918г. на факультете ВОСО в Военно-инженерной академии.

Для подготовки специалистов железнодорожных войск были также открыты 2 фронтовые школы (в Смоленске и Саратове), командные военно-железнодорожные курсы в Торжке, бригадная школа в Петрограде и школа повышенного типа в Москве.

Офицерский состав в железнодорожные войска направлялся из других родов войск и частично комплектовался за счет выпускников Военно-инженерной академии.

Военные действия в годы Гражданской войны, особенно в начальный ее период, развертывались преимущественно вдоль важнейших железнодорожных магистралей. Многочисленные фронты большой протяженности8 и маневренный характер вооруженной борьбы требовали массовых перебросок войск на большие расстояния.

Представление о характере и интенсивности железнодорожных перевозок того времени, обеспечивших большую маневренность РККА, дают следующие данные: только 30% дивизий РККА действовало за все время Гражданской войны на одном каком-либо фронте, 52% от общего числа дивизий - на двух фронтах, около 14% - на трех, а остающиеся 4% - на четырех и более фронтах.

Сложные условия в стране и тяжелая обстановка на фронтах потребовали установления на транспорте воинской дисциплины.

30.11.1918 г. Советское правительство ввело на железнодорожном транспорте военное положение. Это позволило направить все силы и средства на выполнение воинских заданий.

Выделение из многочисленных фронтов главного, решающего составляло основную задачу военной стратегии. В трудах известных советских полководцев неоднократно подчеркивалась глубокая взаимосвязь оперативно-стратегических и военно-транспортных проблем.

Структурно воинские перевозки в период Гражданской войны складывались главным образом из перевозок войск, лошадей, вооружения, боеприпасов, продовольствия, фуража. Перевозки наливных грузов (керосина, бензина и др.) действующим армиям были крайне незначительны.

В 1919-1920 гг. ЦУП ВОСО была установлена следующая очередность перевозок в стране: оперативные воинские перевозки; экстренные грузы по нарядам НКПС; продовольственные грузы; грузы по планам Главтопа и ВСНХ; грузы по нарядам НКПС.

Воинские перевозки совершались в значительных размерах, в основном планомерно, на большие расстояния и в ряде случаев с высокими скоростями (табл.).
Таблица 

Воинские перевозки по железным дорогам в 1918-1921 гг.
 
Показатели
1918 г.
1919 г.
1920 г.
1921 г.
Перевезено эшелонов, ед.
5787
10299
17582
6917
Перевезено транспортов, ед.
1150
2106
3423
2676
Итого
6937
12405
21005
9573
Всего за 4 года
49940 эшелонов и транспортов
Среднее время нахождения эшелона в движении, сут.
3
5
6
4
Среднее расстояние пробега эшелона, км
800
1334
1600
1067

В ходе боев с армиями Юденича, Деникина, Колчака и Врангеля войска РККА перевозились по железным дорогам со скоростью иногда до 600 и более км в сутки.

При выполнении воинских перевозок на Петроградский фронт органы ВОСО показали высокую оперативность, управление перевозками было четким и гибким. Большие перевозки были выполнены также для обеспечения наступления Южного и Юго-Восточного фронта осенью 1919 г. При осуществлении этих перевозок органы ВОСО и администрация железных дорог добились бесперебойной работы на оперативно важных направлениях. Этому способствовало умелое маневрирование подвижным составом, который перебрасывался по мере необходимости с железных дорог второстепенного значения. 

Для разгрома белополяков в 1920 г. также производилась интенсивная планомерная перевозка войск. На театр военных действий было переброшено значительное количество войсковых соединений и оперативных частей, что дало возможность своевременно начать контрнаступление против белополяков.

Но несмотря на огромные трудности, которые испытывала страна в Гражданскую войну, в 1918-1920 гг. было сдано в эксплуатацию 1337 км новых железнодорожных линий, построено 349 паровозов, 3455 товарных вагонов и отремонтировано 1570 паровозов.

Железнодорожные войска в этот период также восстановили 22 тыс. км путей, свыше 3160 железнодорожных мостов общей протяженностью 74 км.; было отремонтировано 16,5 тыс. вагонов и выполнен большой объем эксплуатационных работ на 30 тыс. км железных дорог. За успешное выполнение заданий командования 5 частей железнодорожных войск были награждены Почетными революционными Красными знаменами.

В эти же годы объем воинских перевозок составил 33454 оперативных и 6679 снабженческих поездов, в которых было перевезено 24,5 млн. чел. с артиллерией и обозами и 2,5 млн. лошадей. При этом удельный вес оперативных перевозок в общем объеме воинских перевозок был 83,4%, среднее время нахождения в пути воинского поезда составило 6 суток, а среднесуточная скорость - 250-300 км. 

Cоздание органов ВОСО РККА явилось переломным моментом в использовании железных дорог для военных целей. Это мероприятие в значительной мере способствовало наведению порядка на железных дорогах, улучшению их работы и укреплению взаимодействия перевозимых войск с органами железнодорожного транспорта.

В условиях Гражданской войны органы ВОСО за счет своевременно выполненных перевозок обеспечили активные боевые действия, гибкий маневр войск, создание превосходства в силах и средствах на решающих направлениях, осуществляли снабжение фронтовых частей Красной Армии.

Боевой опыт, накопленный службой ВОСО РККА в годы Гражданской войны по использованию транспорта и руководству воинскими перевозками, имел большое значение для ее дальнейшего развития и совершенствования.

Примечания

1  "Обозреватель - Observer". 1998, № 7; 1999, №№ 7,12; 2000, № 9.
2  аттэль Николай Иосифович - генерал-майор императорской армии, участник русско-японской и Первой мировой войн. В марте 1918 г. был назначен Начальником ЦУП ВОСО. Как крупный военный специалист в том же году назначен Начальником Штаба Высшего Военного Совета, затем Всероссийского Главного Штаба.
3  Находившаяся с начала Гражданской войны в ведении органов ВОСО почтово-телеграфно-телефонная связь с сентября 1919 г. была выделена в самостоятельную организацию.
4  В организационном отношении бронепоезд-воинская часть, который состоял из командования, штаба, боевой части и базы (от 37 до 172 чел., 2-4 орудия, 4-16 пулеметов). На октябрь 1920 г. в РККА имелось 103 бронепоезда и бронелетучки. В разные периоды Гражданской войны белые армии использовали в боях против РККА от 47 до 79 бронепоездов.
5  В 1917 г. в стране насчитывалось около 40 тыс. автомобилей иностранных марок, из них 3-4 тыс. - в РККА. В 1918 г. Декретом СНК в распоряжение народного комиссариата военных и морских дел было передано 50% всего годного для использования в армии автопарка, что дало возможность приступить к формированию автоколонн до 10 машин в каждой. На 1.10.1921 г. на ходу осталось только 7 тыс. автомобилей. В 1919 г. автоколонны были переформированы в автогрузовые отряды (по 20 машин в каждом). 
6  В сентябре 1920 г. курсы были переведены на положение нормальной школы с трехгодичным сроком обучения.
7  Так, например, один только Восточный фронт в марте 1919 г. растянулся на 1800 км, а Южный в июле 1919 г. - на 1200 км.
 

[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]